Реестр договоров. Что на самом деле ждет заказчика?



Для специалистов, работающих в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон о закупках), декабрь 2013 года стал одним из самых запоминающихся месяцев с момента вступления данного закона в силу. Связано это, прежде всего, с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который значительно дополнил закон о закупках: расширил перечень юридических лиц, чья закупочная деятельность подпадает под действие закона, наделил заказчиков новой обязанностью по ежемесячной публикации сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, поставщиков – новым основанием для обжалования действий заказчика, а Правительство Российской Федерации – новым правом по установлению объема закупок, который заказчики должны осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.


Таким образом, как показывает практика, законодатель идет не по пути уточнения положений «рамочного» закона, вызывающего и без того много вопросов и споров, а по пути ужесточения требований и расширения обязанностей заказчиков. В частности, с 01.01.2015 года начнет действовать статья 4.1 закона о закупках, обязывающая заказчиков вести реестр заключенных ими договоров. В реестр заказчики обязаны будут вносить сведения и документы о договорах, которые заключены по результатам закупки, информация о которой в императивном порядке подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС). При этом, согласно ч. 1 ст. 4.1. закона о закупках порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, а также сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре устанавливает Правительство Российской Федерации, однако, в ч. 2 этой же статьи законодатель уже установил такие сроки. Так, например, на внесение информации и документов о заключённом договоре у заказчика есть 3 рабочих дня с даты его заключения, а на размещение сведений и документов об изменении, исполнении или расторжении договора – 10 дней со дня наступления указанного события.


Что касается порядка ведения указанного реестра, то в настоящий момент Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» не принято. Разработанные Правительством правила ведения реестра договоров существуют только в проекте соответствующего постановления, но уже сам проект вызвал определенные волнения среди инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, закупочная деятельность которых подпадает под действие закона о закупках, т.к. саму обязанность по ведению подобного реестра, можно расценить как дополнительную нагрузку на бизнес, носящую достаточно бюрократический характер и ведущую к раскрытию коммерческой тайны компании.


Согласно проекту постановления в реестр договоров включаются следующие информация и документы:

Ведение реестра договоров и его размещение в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками.



На сегодняшний день вопрос о том, какие именно документы нужно будет размещать в реестре договоров, является основным камнем преткновения интересов заказчиков, пытающихся минимизировать трудозатраты своего персонала и риски, связанные с осуществлением публичной закупочной деятельности, и законодателя, декларирующего, что одним из основных принципов закона о закупках является гласность и открытость. Так, один из первых проектов постановления предусматривал включение в реестр копии заключенного договора, подписанной усиленной квалифицированной подписью заказчика. Данное требование из текущей версии проекта удалено. С одной стороны, данная обязанность - это дублирование уже размещенной в единой информационной системе информации. Согласно закону о закупках проект договора и протоколы закупки, содержащие «существенные» условия договора (объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора), являются неотъемлемой частью информации о закупке и размещаются в единой информационной системе. Кроме того, заказчик согласно правилам ведения реестра договоров должен будет публиковать всю существенную и исчерпывающую информацию о самом договоре и его исполнителе. С другой стороны, проект договора на этапе его заключения или исполнения может быть измен, т.к. закон о закупках не запрещает заказчику менять «несущественные» условия договора. Например, не составляет особого труда вместо оплаты по факту исполнения обязательств предусмотреть 100% авансирование, исключить условия о штрафных санкциях к поставщику, если контрагентом по договору выступает «знакомый» заказчику поставщик и т.д., но тогда как без публикации копии заключенного договора обеспечить гласность и открытость осуществленной закупки?


Практически аналогичная ситуация складывается в отношении «информации о результатах исполнения договора, в том числе информации об оплате договора», т.к. не ясно в каком виде должна предоставляться заказчиками данная информация, какие именно документы являются достаточными для подтверждения исполнения договора, какие сведения об исполнении договора необходимо размещать, если договором предусмотрена ежемесячная приемка товара, работ, услуг, и с какой периодичностью необходимо вносить сведения и т.д. Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации исполнение договора включает в себя приемку, оплату, а также санкции за неисполнение сторонами обязательств по договору. Видимо данная позиция будет отражена в установленном Министерством порядке формирования информации и документов, а также порядке обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством (по аналогии с приказом Минфина России от 30 декабря 2013 г. № 142н «О порядке и формах направления до 1 июля 2014 года заказчиками информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и сведений в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну»). Однако ответ на самый главный вопрос заказчиков – «Как сведения об оплате заказчиками товаров, работ, услуг за счет собственных средств могут составлять предмет государственного контроля?» так и остается открытым.


Что же касается указаний заказчиков на разглашение коммерческой и/или конфиденциальной информации, в случае подобного опубличивания хозяйственной деятельности организации, то закон о закупках содержит закрытый перечень информации, которая не размещается в единой информационной системе, и в перечень такой информации ни коммерческая, ни иная конфиденциальная информация не входит.


Несмотря на то, что постановление еще не принято, заказчикам не следует забывать об административной ответственности за нарушение сроков размещения и/или неразмещения информации о закупке, к которой относятся извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено законом о закупке и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных ч.15 и 16 ст. 4 закона о закупках.


Таким образом, следуя народной мудрости, что сани нужно готовить летом, заказчикам уже сейчас необходимо проработать (доработать) внутрикорпоративный порядок ведения и исполнения договоров, определить должностное лицо, имеющее право действовать от имени заказчика при внесении информации и документов в реестр договоров, и наделить его соответствующими полномочиями и т.д., иначе вместо новогодних каникул заказчика ждет «жаркое» начало года.