Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: к чему готовиться заказчикам



Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства:
к чему готовиться заказчикам

Вступление

С конца 2013 года ведется бурное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц». В ходе общественного обсуждения «закупочным сообществом» предлагалось внести некоторые изменения в проект постановления, весомая часть полезных предложений к сожалению, не была поддержана Минэкономразвития РФ, примеры будут приведены ниже.


Указанный проект постановления был разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц». В соответствии с опубликованной на сайте информацией (на 25.08.2014 г.), данный нормативный акт находится на завершающем этапе подготовки. Текст проекта акта направлен на рассмотрение в Министерство Юстиции РФ. В общей схеме документа просматривается порядок осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства аналогичный порядку, установленному в системе государственного заказа.


Проектом постановления утверждается Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц (далее - Положение об особенностях участия СМСП).


Схема 1. Основные положение проекта постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц»:


1. Порядок расчета объема закупок

заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в виде % от совокупного годового стоимостного объема договоров, заключаемых заказчиком. Проектом установлено, что в 2014 г. на малый и средний бизнес должно приходиться не менее 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком, в 2015 - 2017 гг. - не менее 18%, а с 1 января 2018 г. - не менее 25%. При этом возникает ряд вопросов:

  • чем и насколько обоснованы количественные параметры. Почему с 2018 г. 25%, а не 20%,30%,50%?
  • как правильно рассчитать минимальный объем закупок у СМСП, поскольку, совокупный годовой объем договоров определяется по итогам года и может отличаться от предусмотренного планом закупок, как по количеству договоров, так и по общей сумме (например, по причине отказа заказчиком от закупок или в результате снижения в начальных (максимальных) цен товаров (работ или услуг) в ходе осуществления закупок. При этом «закупочное сообщество» вносило предложение о расчете минимального объема закупок у СМСП, исходя из совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками за год предыдущий расчетному. Минэкономразвития отклонило данное предложение со ссылкой на то, что в случае применения рассматриваемого механизма, запланированные показатели будут рассчитываться формально и указанный механизм расчета объема ежегодных закупок у СМСП не соответствует требованиям распоряжения Правительства от 29 мая 2013 г. № 867-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта) «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» (далее – дорожная карта). В отличие от рассматриваемого примера, в системе государственных закупок все предельно просто: совокупный годовой объем закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения, т.е. совокупный годовой объем закупок – это конкретная цифра, от которой можно посчитать любой процент (на сегодняшний день установлено требование о закупках не менее 15%), работающим же по 223-ФЗ – гораздо сложнее.
  • как исполнить требование о закупках у СМСП в размере не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками в 2014 году, когда на дворе конец августа, а постановление еще в проекте? Некоторые заказчики проявили инициативу и уже учитывают стоимость договоров, заключаемых с СМСП, хотя обязанности такой нет. «Закупочные» форумы переполнены сообщениями, различного рода формами декларирования соответствия СМСП требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ). При этом стоит отметить, что у ряда заказчиков директивами Правительства РФ от 24.10.2013 №6362п-П13, от 07.12.2013 № 7377 п-П13) уже установлена обязанность по осуществлению закупок у СМСП.

2. Способы осуществления закупок у СМСП

В соответствии с проектом постановления закупки у СМСП могут осуществляться путем проведения торгов, других способов закупок, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками могут быть лица, указанные в таблице 1 (столбец 2). В системе государственных закупок заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП) (обратим внимание на то, что средние предприятия сюда не входят) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками могут быть лица, указанные в таблице 1 (столбец 3)


Таблица 1. Сравнительная характеристика участников закупок.

Таким образом, из приведенной таблицы можно сделать вывод, что гораздо большие возможности для заключения договоров с СМСП представлены заказчикам, работающих в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, нежели заказчикам, работающим в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.


3. Перечень закупок, которые не учитываются при определении совокупного годового объема договоров

В соответствии с п.6 Положения об особенностях участия СМСП, сюда отнесены закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства и др.


4. Обязанность заказчиков утвердить перечень товаров, работ, услуг

Обязанность заказчиков утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП путем проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). Также проектом постановления определяется форма перечня, порядок утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещение такого плана предусмотрено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ООС) и сайте заказчика. Смысл разработки и утверждения такого Перечня непонятен, если заказчик в любом случае должен осуществить закупки у СМСП в определенном объеме.


5. Обязанность подтверждения СМСП соответствия статье 4 Федерального закона №209-ФЗ

Обязанность подтверждения СМСП соответствия статье 4 Федерального закона №209-ФЗ в виде предоставления в составе заявки информации, представленной в таблице 2. При этом в системе закупок это требование впервые появляется по отношению к СМСП, ранее было предусмотрено лишь декларирование участником своего статуса СМСП.


Таблица 2. Перечень документов, предоставляемых СМСП в составе заявки:

При осуществлении закупки в электронной форме документы, предусмотренные таблицей № 2, включаются в состав заявки в форме электронных документов. Стоит отметить, что, например, сведения о среднесписочной численности работников участнику, претендующему на государственный заказ не нужно предоставлять, т.к. предусмотрено простое декларирование отнесения участника закупок к СМП.


6. Особенности осуществления закупок, в которых участниками могут быть только СМСП

В соответствии с п.10 проекта Положения об особенностях участия СМСП у заказчика появляется обязанность осуществить закупку товаров, работ и услуг у СМСП в случае, если цена договора на поставку товаров, работ и услуг не превышает 50 миллионов рублей и указанные товары, работы и услуги включены в Перечень, утвержденный заказчиком.


При этом размер обеспечения заявки на участие в закупке не может превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота). Стоит обратить внимание, что такой же размер обеспечения предусмотрен в системе государственного заказа в случае закупки у СМП. «Закупочное сообщество» предлагало увеличить размер обеспечения заявки до десяти процентов от начальной цены договора, т.к. у заказчика есть возможность использовать не только обеспечение в форме внесения денежных средств, но и в форме предоставления банковской гарантии, что позволяет не отвлекать денежные средства из оборота СМСП и одновременно обеспечивает необходимую защиту от недобросовестных действий СМСП (фирм-однодневок, перепродажа контрактов и т.д.), в случае установления данного требования. При этом стоимость выдачи банковской гарантии для малых размеров обеспечения фиксирована, поэтому повышение порога максимального размера обеспечения не приведет к росту затрат СМСП на получение банковской гарантии. Так средняя стоимость оформления банковских гарантий – 1-1,5% от стоимости, но не менее 15 тыс. рублей, при размере обеспечения 2% от средней цены лота в 10 млн. рублей – это размер обеспечения 200 тыс. руб., стоимость банковской гарантии – 15 тыс. руб., при размере обеспечения 10% от средней цены лота в 10 млн. рублей – это размер обеспечения 1 млн. руб., стоимость банковской гарантии – те же 15 тыс. руб. Из этого следует, что более высокая начальная (максимальная) цена закупки не приводит к увеличению затрат СМСП по получению банковской гарантии. Также «закупочным сообществом» предлагалось предусмотреть возможность использовать в качестве обеспечения заявок такие формы обеспечения, как страхование ответственности и договор поручительства, с учетом того, что СМСП самостоятельно выбирают форму обеспечения. Указанные предложения не были поддержаны.


Также проектом предусмотрена возможность заказчика установить требование обеспечения исполнения договора, которое не может превышать 30% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), но не может быть более чем размер аванса, предусмотренного договором. Если допустить, что размер аванса 20% по договору, размер обеспечения не может быть более 20%, в чем заключается смысл установления такого обеспечения?! А если аванс вообще не был предусмотрен, то поставщик платит 30% в качестве обеспечения.


Проектом устанавливается срок заключения договора, который должен составлять не менее 10 и не более 20 дней со дня принятия решения о заключении договора, а также определяется максимальный срок оплаты продукции со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора) - 30 дней, что противоречит требованиям «дорожной карты» (не более 10 дней). Видимо, законодатель, по сложившейся практике, переписывает некоторые нормы из Федерального закона №44-ФЗ.


7. Особенности участия СМСП в закупках в качестве субподрядчиков

Как уже отмечалось, законодатель определил, что заказчики вправе установить в документации о закупке требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП. Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков из числа СМСП. Определена форма плана привлечения субподрядчиков (п. 22 Положения об особенностях участия СМСП). В состав заявки такие участники также включают документы, указанные в таблице №2 настоящей статьи.


Обязательным условием заключения договора является включение условия о гражданско-правовой ответственности поставщика за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП. При этом по согласованию с заказчиком поставщик вправе осуществить замену СМСП, при условии сохранения цены договора.


8. Право заказчика утвердить программу партнерства

В соответствии с проектом постановления заказчик вправе утвердить программу партнерства, описывающую комплекс мероприятий, направленных на формирование перечня квалифицированных и ответственных партнеров (поставщиков заказчика и «субпоставщиков» поставщиков) из числа СМСП, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по заключенным договорам. СМСП, включаемые в указанную программу должны соответствовать требованиям, установленным п.9 проекта постановления. Утвержденная программа размещается на сайте заказчика в сети Интернет.


9. Требования к отчетности

Заказчик составляет ежемесячный отчет о количестве и стоимости заключенных договоров с СМСП и размещает его на ООС до 10 числа месяца, следующего за отчетным в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (с изменениями от 24.07.2014, в части порядка опубликования сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг у СМСП). Пример отчета представлен на рисунке 1. На сегодняшний день многие заказчики размещают указанный отчет с нулевыми значениями количества и стоимости заключенных договоров, поскольку нет обязанности осуществлять закупки у СМСП.


Рис. 1 Форма ежемесячного отчета, размещаемого на ООС

Заказчик составляет отчет о годовом объеме закупок у СМСП и размещает его на Официальном сайте до 1 февраля года, следующего за отчетным годом (в системе государственного заказа такой отчет размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным годом).


При этом заказчикам нужно обратить внимание на то, что суммарная стоимость договоров по п.1 настоящего раздела статьи должна совпадать с суммарной стоимостью, указанной в отчете о годовом объеме закупок, согласно п.2 настоящего раздела. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в данный отчет, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе, начиная с 1 февраля очередного года и до завершения такого года заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона № 44-ФЗ, что крайне нежелательно для заказчика.


Заказчики предоставляют данные об участии СМСП в закупках в составе форм, утвержденных Федеральной службой государственной статистики.


В случае, если заказчик в соответствии с законодательством РФ обязан раскрывать информацию о своей деятельности путем публикации годового отчета, в такой отчет включается информация об объеме закупок у СМСП по итогам года.


В заключение необходимо отметить, что после выхода постановления Правительства РФ заказчик столкнется с рядом вопросов, в связи с чем хочется дать некоторые рекомендации:


  • рассчитывать объем закупок, осуществляемый у СМСП, превышающий минимально требуемый проектом процент;
  • уже сейчас нужно позаботиться о формировании перечня поставщиков (их субподрядчиков), относящихся к СМСП, в случае если норму об обязанности заказчика осуществлять закупки у СМСП примут уже в этом году;
  • при формировании информации о закупке необходимо устанавливать обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора, при этом нежелательно предусматривать авансирование договора;
  • очень внимательно следить за тем, что заказчик размещает на ООС и в какие сроки, поскольку за нарушение сроков опубликования информации предусмотрена административная ответственность, а за неразмещение отчета о годовом объеме закупок или при размещении недостоверной информации вместо штрафа рублем вас «накажут» контрактной системой!

Таблица 3. Правонарушения и ответственность при осуществлении закупок у СМСП:

Социально активный? Лайкни!