Реестр договоров в вопросах и ответах



С 1 января 2015 года вступает в силу статья 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ), обязывающая заказчиков вести реестр заключенных ими договоров. Указанной статьей определено, что порядок ведения реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов, устанавливается Правительством РФ.


Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее – постановление, ПП РФ №1132), были утверждены Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Правила). Указанное постановление вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением норм в части включения документов в реестр договоров, внесение которых станет обязанностью заказчика только с 1 января 2016 г. Сведения, включаемые в реестр договоров приведены в таблице № 1.


Таблица № 1. Сведения, включаемые в реестр договоров с 1 января 2015 г.



Если детально проанализировать установленный порядок ведения реестра договоров, то возникает много вопросов, в частности:


  • Нужно ли включать информацию и документы в реестр договоров, если сумма договора не превышает 100 000 руб., а в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, стоимость которых не превышает 500 000 рублей?

    В соответствии с п. 3 Правил «В реестр не включаются информация и документы, которые в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ (ч.3 ст. 4.1. Федерального закона № 223-ФЗ) не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС). Если заказчиком в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство». В соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ. В указанной части статьи также указано, что Заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000/500 000 рублей, при этом до 100 000/500 000 руб. заказчик вправе не размещать, а не подлежат размещению только два случая указанные выше. Получить какие-либо официальные разъяснения положений ПП РФ №1132 на разъяснение норм невозможно, так как юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае его наделения в соответствии с законодательством РФ специальной компетенцией издавать такие разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. На сегодняшний день такой орган в части «трактования» Федерального закона №223-ФЗ, не определен.

  • Являются ли закупки за наличные, а также закупки по счетам договорами?

    В соответствии с ч.1 ст.432 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом не установлена определенная форма. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (ст.434 ГК РФ). Получается, что наличие товарного чека, в котором будет указан предмет, а также наличие кассового чека, подтверждающего оплату будут считаться договором, при соблюдении существенных условий договора в соответствии с общими положениями ГК и специальными нормами Федерального закона №223-ФЗ, по аналогии с оплатой «по счетам».

  • Какие требования должен установить подрядчик к субподрядчику, чтобы заказчик мог исполнить требования законодательства?

    В соответствии с пп. «и» п. 2 Правил в реестр договоров включается информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков из числа СМСП, в том числе об общей стоимости заключаемых подрядчиком с указанными субъектами договоров.

    В указанном случае получается, что сумма субподряда должна быть определена в договоре между подрядчиком и субподрядчиком. При этом договор между подрядчиком и субподрядчиком заключается в соответствии с ГК РФ, а это значит, что цена договора не является существенным условием для договоров поставки, подряда и оказания услуг (согласно ГК) и может не указываться в таком договоре.

  • Что такое «информация о субподрядчиках», и как заказчику обязать подрядчика предоставить информацию о заключении договора с субподрядчиком, чтобы выполнить сроки по внесению информации, установленные постановлением?

    В соответствии с пп. «б» ч. 10 Правил заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство (далее - ФК) информацию, указанную в пп. «и» и «к» п. 2 Правил (в части информации о договорах с субподрядчиками) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком. При этом законодатель не поясняет, что относить из указанного пп. «и» к «информации о договорах с субподрядчиками».

    Также необходимо обратить внимание на то, что законодатель указанной нормой ставит заказчика в зависимость от подрядчика, в части включения информации о заключении договора между подрядчиком и субподрядчиком в реестр договоров (в течение 3 рабочих дней с момента заключения). В связи с вышеизложенным, рекомендуем заказчикам включать в договор обязанность подрядчика предоставлять информацию о заключении договора с субподрядчиком, например, в течение 1 дня с момента его заключения. Также рекомендуем по данной обязанности отдельно прописывать штрафные санкции.

  • Каким образом направлять информацию и документы в Федеральное казначейство?

    Исходя из анализа п. 9 п. 10 Правил «формирование информации и документов, а также обмен информацией и документами между заказчиком и ФК осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов РФ», «В целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в ФК» не понятен механизм взаимодействия заказчика с Федеральным казначейством. Скорее всего, установленный порядок практически не будет отличаться от порядка взаимодействия с ФК по ведению реестра договоров, установленного для государственных заказчиков (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»), т.е. информация о заключении, изменении и исполнении договоров, а также документы формируются в ЕИС, а Федеральное казначейство является ответственным за ведение указанного реестра и, по сути, будет осуществлять публикацию сведений, в случае, если указанные сведения будут соответствовать требованиям законодательства. На схеме № 1 представлен порядок взаимодействия заказчика с ФК в соответствии с ПП РФ №1132.

    Схема № 1. Порядок взаимодействия заказчика с ФК в соответствии с ПП РФ № 1132


  • Какие документы нужно будет направлять в ФК?

    С 1 января 2016 г. у заказчиков появится обязанность направлять информацию и документы, которые будут доступны только ФАС и ее территориальным подразделениям. Примерный перечень документов, которые будут направляться в ФК представлен ниже:

    - копии заключенных договоров;

    - дополнительные соглашения;

    - акты, подтверждающие исполнение договоров, документы, подтверждающие оплату;

    - документы, подтверждающие расторжение договора, включая основание для расторжения.

  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение постановления Правительства РФ №1132?
  • В настоящее время существуют две точки зрения, по вопросу, что относить к информации о закупке. Одна основывается на том, что любая информация, которую заказчик размещает в ЕИС относится к информации о закупке, в том числе отчетность, предусмотренная ч.19 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ, и другая, которой придерживаются, в том числе представители антимонопольной службы, что к информации о закупке относится та информация, которая прямо указана в Федеральном законе №223-ФЗ (ч.5 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ). Таким образом не понятно, как будут применяться меры ответственности к заказчикам за нарушение сроков размещения информации о закупке, неразмещения указанной информации, а также за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФАС предусмотрена административная ответственность (Таблица № 2). Действующим законодательством предусмотрена ответственность только для «информации о закупке».

    Таблица № 2. Административная ответственность за нарушение Федерального закона №223-ФЗ, в части размещения информации о закупке