Закупка обязательного аудита в рамках 223-ФЗ



Многие компании, которые работают в рамках федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее 223-ФЗ) сталкиваются с проблемой проведения обязательного аудита.


В 223-ФЗ говорится о том, что данный закон не регулирует закупку обязательного аудита. Закупку обязательного аудита заказчик обязан провести путем открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее 44-ФЗ). В связи с тем, что компании работают в правовом поле 223-ФЗ, возникают следующие вопросы:


  • Какие компании попадают под обязательный аудит?
  • В соответствии с каким законодательством осуществлять планирование закупки?
  • В какой части сайта www.zakupki.gov.ru (раздел по 223-ФЗ или 44-ФЗ) осуществлять закупку?
  • Можно ли устанавливать требование к обеспечению контракта?
  • Каким образом необходимо отчитываться по данной закупке?

Как уже говорилось ранее, 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита. Выбор аудиторской организации для проверки бухгалтерской отчетности заказчика осуществляется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее 307-ФЗ).


В части 1 статье 5 закона 307-Ф3 сказано, что обязательный аудит проводится в случаях:


  • Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • Если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • В иных случаях, установленных федеральными законами. В пункте 2 говорится о том, что обязательный аудит проводится ежегодно.

Части 3 и 4 статьи 5 разделяют государственные компании:


  • Если в вашей компании доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов государственных корпораций, государственных компаний, то аудит проводится только аудиторскими организациями.
  • Если в уставном капитале вашей организации доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, то договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия может заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормами 44-ФЗ не реже чем один раз в пять лет. Это значит, что ваша организация может провести открытый конкурс и выбрать аудиторскую компанию на 5 лет. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Пунктом 4 статьи 5 установлено требование: закупка обязательного аудита должна осуществляться путем проведения «открытого конкурса» в соответствии с требованиями Федеральный закон 44-ФЗ. Также данный пункт говорит нам и про обеспечение контракта, которое остается на усмотрение заказчика, т.е. если заказчик захочет, то он может установить финансовое обеспечение контракта.


На мой взгляд, это очень действенная норма от недобросовестных поставщиков. На такие процедуры приходит много компаний, которые не всегда имеют в штате квалифицированных специалистов, а привлекают их на разовые работы для проведения аудита. Предположим, компания в конкурсной документации указала одного аудитора, но по каким-то причинам они не смогли принять участие в осуществлении проекта, соответственно поставщик будет искать замену. К вам придет другой аудитор или его поиск приведет к затягиванию и, возможно, и к срыву контракта. Введение обеспечения позволит вашей организации оградить себя от таких компаний.


Если ваша организация попадает под нормы 223-ФЗ, то вы обязаны разместить информацию в плане закупок по 223-ФЗ. Закон обязывает вас проводить в соответствии с нормами 44-ФЗ только саму процедуру, поэтому вы размещаете закупку обязательного аудита в правовом поле 223-ФЗ. Предположим, что ваша организация подпадает под обязательный аудит и вы провели его не в соответствии с нормами 44-ФЗ, а в соответствии с вашим положением по 223-ФЗ. Проводя такую закупку, вы нарушаете пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


Данные действия касаются и отчета по закупке аудита. Если ваша организация работает по 223-ФЗ, то и отчитываться должна по 223-ФЗ.


Необходимо определиться с выбором места размещения процедуры: в разделе официального сайта 44-ФЗ или 223-ФЗ. Пункт 4 статьи 5 307-ФЗ говорит, что необходимо провести открытый конкурс в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Соответственно вы обязаны провести процедуру по выбору обязательного аудита в рамках закона 44-ФЗ и разместить документацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе 44-ФЗ.


К сожалению, электронная подпись, предназначенная для работы в разделе 223-ФЗ, не подойдет. Возникает вопрос: что делать? Для получения ЭЦП по 44-ФЗ необходимо обратиться в казначейство для оформления ЭЦП. Как быть организациям, у которых нет ЭЦП по закону 44-ФЗ, а год уже заканчивается и требуется закупка обязательного аудита? Как вариант, можно использовать следующий механизм: провести процедуру по обязательному выбору аудиторской организации в разделе 223-ФЗ. Если вы этого не сделаете, то попадаете под штрафные санкции по 223-ФЗ, которые были введены в июне 2014 года после принятия поправок в КОАП от 22 апреля 2014 года. Из них следует, что неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ и услуг (далее ТРУ), размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Поэтому вы создаете новую процедуру «открытый конкурс в соответствии с 44-ФЗ» и проводите процедуру в разделе 223-ФЗ. Данные действия могут неоднозначно трактоваться контролирующими органами.


Например, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия приняло решение № 08/2254 от 18 августа 2014 года. Действия заказчика при размещении процедуры в разделе 223-ФЗ были признаны не соблюдающими пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". А управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре рассмотрев дело №05-06-282/2014 по жалобе ООО «Деметра» (вх.№2327-ж от 13.10.2014) решило, что размещение заказчиком информации об обязательном аудите в разделе 223-ФЗ официального сайта www.zakupki.gov.ru не является нарушением и не ограничивает конкуренцию.




В качестве примера о том, как не нужно проводить закупку обязательного аудита можно привести закупку государственного унитарного предприятия «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)» №31401251083. Данный заказчик проводит закупку обязательного аудита не только в разделе официального сайта www.zakupki.gov.ru, предназначенного для размещения закупок по 223-ФЗ, но и выбрал способ закупки «закупка у единственного поставщика».


Назад

Наверх