Что день грядущий нам готовит: о некоторых изменениях в 223-ФЗ.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 4 июня 2013 г. № ИШ-П36-68пр (пункт 2 раздела II) о подготовке предложений по корректировке Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ, Федеральный закон №223-ФЗ). В настоящий момент (на 04.09.2014) законопроект находится на стадии завершения его подготовки. Планируется, что большая часть изменений в Федеральный закон №223-ФЗ вступит в силу с 1 января 2015 г.


Перечень способов закупок


В связи с тем, что заказчики большую часть закупок осуществляют отличными от конкурса и аукциона способами (более 50%) т.е. «иными», описываемыми в Положении о закупке, которые не являются прозрачными и не позволяют обеспечить добросовестную конкуренцию между участниками таких закупок, законопроектом предлагается установить «закрытый» перечень способов осуществления закупок. Так, законопроектом предусматриваются следующие способы:


- конкурентные способы закупки - конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений;

- закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).


Заказчик может предусмотреть следующие этапы при проведении процедур закупок:


- проведение квалификационного отбора участников закупки;

- подачу участниками закупки дополнительных предложений по цене товаров, работ, услуг (далее ТРУ, Продукция), в том числе по цене за единицу товара, работы, услуги (переторжку);

- подачу участниками закупки заявок, содержащих улучшенные предложения по характеристикам (потребительским свойствам) товара, качеству работ, услуг, иным условиям исполнения договора;

- конкурентные переговоры;

- уточнение заказчиком документации о закупке, в том числе проекта договора по результатам конкурентных переговоров.


При этом, при включении в способ закупки вышеуказанных этапов, должны соблюдаться следующие требования:


- в извещении о закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа способа закупки, а также срок окончания подачи заявок на участие в каждом этапе закупки;

- по результатам каждого этапа способа закупки формируется отдельный протокол;

- проведение конкурентных переговоров должно осуществляться не менее чем с двумя участниками закупки, соответствующими требованиям, указанным в извещении и документации о закупке;

- конкурентные переговоры не могут являться этапом способа закупки, по результатам которого определяется победитель;

- по результатам каждого этапа способа закупки кроме этапа, по результатам которого будет определен победитель, заказчик вправе уточнить условия закупки;

- при любом уточнении документации о закупке, а также сроков проведения этапов способа закупки заказчик вносит соответствующие изменения в документацию о закупке, и извещение о закупке, размещенные в единой информационной системе (далее – ЕИС);

- при использовании в ходе осуществления закупки квалификационного отбора участников закупки ко всем участникам закупки предъявляются единые квалификационные требования.


Сроки подачи заявок


Законопроектом определены новые сроки, отводимые на подачу заявок участниками (Таблица 1).

Сроки внесения изменений в извещение, документацию о закупке


На сегодняшний день, в случае внесения изменений в извещение, документацию о закупке (для конкурса и аукциона) срок подачи заявок продляется так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. По остальным способам этот срок регламентируется Положением о закупке.


Законопроектом предлагается при внесении изменений в извещение, документацию о закупке срок подачи заявок продлять так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок такой срок составлял не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа закупки. Например, если срок подачи заявок при проведении конкурса составляет 15 дней (см. Таблицу 1), то в случае внесения изменений в извещение, документацию о проведении конкурентной закупки, срок подачи заявок на участие в ней должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС указанных изменений до окончания срока подачи заявок оставалось не менее 8 дней.


Требования к содержанию протоколов, сроках их опубликования


Законопроектом расширились требования к сведениям, которые должны содержаться в протоколах. При этом разделили протоколы на составляемые в ходе закупки и составляемые по итогам проведения конкурентной закупки (Таблица 2).


В соответствии с Законом № 223-ФЗ, обязательные сведения, которые должны содержаться в протоколе на сегодняшний день – объем, цена закупаемой Продукции, сроки исполнения договора (ч.5 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ).


В соответствии с законодательством протоколы, составленные заказчиком в ходе конкурентной закупки размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов, в соответствии с законопроектом - не позднее трех рабочих дней со дня подписания таких протоколов. Т.е. при определении сроков опубликования составленных протоколов, законопроектом предполагается заменить календарные дни на рабочие. Например, в случае принятия поправок, если протокол, подписан в пятницу, то крайний срок, кода его нужно разместить – среда.


Основания для обжалования


Законопроектом увеличивается количество оснований для обжалования участником закупки в антимонопольном органе действия (бездействия) заказчика при закупке ТРУ. Так, в соответствии с законопроектом, участник закупки вправе обжаловать факт осуществления заказчиком закупки ТРУ в нарушение требований, установленных положением о закупке, а также факт установления в положении о закупке, извещении, документации о закупке, требований к участникам закупки, если такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Стоит ожидать, что количество жалоб заметно возрастет на тех заказчиков, которые в свои извещения и документации включают товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя без указания возможности приобретения «эквивалента» или «аналога» приобретаемой Продукции. При этом, как отметила в своем докладе начальник отдела контроля торгов управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России М. С. Томах, «Федеральный закон № 223-ФЗ вполне позволяет заказчикам приобретать именно те товары, которые они хотели бы получить. Образно говоря, если закупается автомобиль определенной марки, это не противоречит закону о конкуренции, а если речь идет об авто с царапиной на дверце, антимонопольная служба имеет право вмешаться.». Это в перспективе, а пока действующим законодательством предусмотрены четыре основания для обжалования:


- неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения;

- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

- осуществления заказчиками закупки ТРУ в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона о контрактной системе;

- неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у СМСП.


Закупки в электронной форме


На сегодняшний день нормативно не определено, что нужно считать закупкой и закупкой в электронной форме. Это приводит к тому, что некоторые заказчики сами дают определение указанному термину в своих положениях о закупке. Так, например, некоторые считают, что закупка была осуществлена в электронной форме, в случае если заявки принимались на электронную почту. Поскольку такие процедуры не являются прозрачными и конкурентными, законопроектом предлагается определить, что закупка в электронной форме это - «закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке».


При закупке в электронной форме должна обеспечиваться:


- возможность направления заявок участников закупки в форме электронных документов;

- конфиденциальность информации, содержащейся в таких заявках, до момента открытия доступа к ним;

- сопоставление предложений участников закупки о цене договора посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки.


Также, в соответствии с законопроектом, Правительство РФ вправе установить перечень ТРУ, закупка которых осуществляется в электронной форме и объем таких закупок от общего годового объема закупок. Стоит отметить, что перечень ТРУ, закупка которых осуществляется в электронной форме уже установлен действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), а объем закупок в электронной форме от общего объема закупок еще стоит определить.


Возможность привлечения специализированной организации

Устанавливается норма, в соответствии с которой Заказчик вправе привлечь на основе договора специализированную организацию для выполнения отдельных функций по разработке и размещению в ЕИС информации о закупке. Специализированная организация должна выбираться способами, определенными Положением о закупке. До этого привлечение специализированной организации регулировалось нормами ГК (ст. 447 ГК РФ).


Другие изменения


Законопроектом предусмотрено внесение изменений в часть 2.1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, устанавливающих однозначное определение круга юридических лиц, которые вправе не руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ в соответствии с данной частью.

В законопроекте содержатся положения, позволяющие дочерним хозяйственным обществам («дочкам»), а также их дочерним хозяйственным обществам («внучкам») присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ.

В соответствии с законопроектом, учредители автономных учреждений, унитарных предприятий вправе утверждать типовые положения о закупке, которые являются обязательными для применения при утверждении положений о закупке автономных учреждений, унитарных предприятий.

Обязанность размещать на официальном сайте сведения о закупке ТРУ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) новым законопроектом отменяется. Данное изменение вызвано тем, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом и размещение на официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным. При этом стоит отметить, что обязанность вносить сведения о заключенном заказчиком договоре в реестр договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае если цена закупки составляет свыше 100 (500) тысяч рублей не исключена.

Статья 8.1. Федерального закона №223-ФЗ в соответствии с законопроектом конкретизируется, и, в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в течение календарного года в установленном Правительством РФ объеме, размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких СМСП, включенной в установленной форме отчет или неразмещения указанного отчета в ЕИС, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) «в течение не менее года». Т.е. заказчики, допустившие указанные нарушения должны будут работать по Закону о контактной системе минимум целый год, т.е. с февраля текущего года по февраль следующего года. Данной нормой законодатель продляет срок осуществления закупок в указанном выше порядке на 2 месяца! В настоящий момент определено, что заказчик будет руководствоваться Законом о контрактной системе с 1 февраля до 31 декабря текущего года. Статья 8.1 Закона №223-ФЗ в текущей редакции вступает в силу с 1 января 2016 года.

Законопроектом добавляется еще одна форма отчета «сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок в электронной форме», в соответствии с которой Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС. Получается, что заказчик формирует теперь 5 ежемесячных отчетов.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №223-ФЗ появляется государственный контроль и надзор за соблюдением требований Федерального закона №223-ФЗ, осуществляемый контрольными и надзорными органами, уполномоченными Правительством РФ. При этом контрольные и надзорные органы, уполномоченные Правительством РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, законопроектом не определены. В заключение стоит отметить, что работа по внесению изменений в Закон №223-ФЗ предстоит довольно сложная, поскольку появится необходимость внесения изменений в постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке», принятия нового постановления Правительства РФ, определяющего объем закупок Продукции, которые заказчик обязан осуществить в электронной форме и других нормативно-правовых актов.