Заполняем форму №1 - закупки без ошибок



Заполняем форму №1 - закупки без ошибок

Вступление

Приближаются новогодние праздники, а с ними и время сдачи сведений о закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц, подпадающими под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Заказчики).


Для начала разберемся, какую именно отчетность необходимо составлять Заказчикам по результатам закупок. В настоящий момент, всю отчетность можно условно поделить на 3 вида:


  • ежемесячную, состоящую из сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • полугодовую, состоящую из отчета согласно форме федерального статистического наблюдения № 1-закупки «Сведения о закупочной деятельности».
  • годовую, состоящую из отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, по утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» форме. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности и нюансы подготовки полугодовой отчетности, или, так называемой, отчетности в Росстат.

1. Все ли заказчики сдают отчетность в Росстат?

Полугодовую отчетность предоставляют все юридические лица, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением:


  • Организаций - банкротов, в отношении которых уже вынесены определения арбитражного суда о завершении в отношении таких организаций конкурсного производства и в единый государственный реестр юридических лиц внесены записи об их ликвидации;

    Микропредприятий, т.е. юридических лиц, отвечающих в совокупности следующим условиям:


  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает пятнадцать человек (средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений такого микропредприятия);


  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не превышает 60 000 тыс. рублей (указанное предельное значение выручки учитывается без учета налога на добавленную стоимость);


  • юридическое лицо должно быть внесено в единый государственный реестр юридических лиц, не являться государственным или муниципальным унитарным предприятием, а также отвечать требованиям, установленным в ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На бюджетные учреждения, работающие по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и осуществляющие закупки, в том числе в соответствии с требованиями по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», также возложена обязанность по предоставлению данного вида статистической отчетности, наряду с отчетностью, предоставляемой в отношении закупок, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная позиция отражена в Письме Минэкономразвития России от 25.08.2014 № 20348-ЕЕ/Д28. При этом бюджетные учреждения заполняют разделы 1 - 3 формы статистического наблюдения «Сведения о закупочной деятельности» № 1-закупки (далее - форма № 1-закупки).


Обратите внимание, что если закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом не осуществлялись или на него не распространяются положения Закона № 223-ФЗ, юридическое лицо должно сообщить об этом в территориальный орган Росстата письмом или на бланке формы.


2. Форма отчета в 2014 году

Форма отчета утверждена Приказом Росстата от 29.07.2013 № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью отдельных юридических лиц». Указанная форма применяется, начиная с отчета за январь - июнь 2014 года, и утрачивает силу с отчета за январь - июнь 2015 года в связи с изданием Приказа Росстата от 12.11.2014 № 654, которым утверждена новая форма.


Согласно Письму Росстата от 22.01.2014 № АК-11-3/144-ТО «О порядке формирования официальной статистической информации о закупках товаров (работ, услуг) в 2014 году» в действующую форму № 1-закупки (приказ Росстата от 29.07.2013 № 295), по сравнению с ее предшественницей (приказ Росстата от 30 августа 2012 г. № 473), были внесены следующие изменения:


  • во исполнение пункта 29 Плана мероприятий «дорожной карты» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р, с учетом предложений Минэкономразвития России в форму включены показатели, характеризующие участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках инновационной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по предложению Минэкономразвития России в форму включен раздел 4 «Количественные и стоимостные характеристики закупок, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Если появились вопросы по заполнению формы

Подробные указания по заполнению формы № 1 – закупки приведены в самом Приказе Росстата от 29.07.2013 № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью отдельных юридических лиц», однако, как указано в Письме Росстата от 22.01.2014 № АК-11-3/144-ТО «О порядке формирования официальной статистической информации о закупках товаров (работ, услуг) в 2014 году» методология заполнения показателей формы № 1-закупки относится к компетенции Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, поэтому в указаниях на бланках форм приведены контактные телефоны специалистов указанного Министерства, по которым отчитывающиеся организации могут задавать имеющиеся вопросы.


Также заказчики могут направить запрос на официальный электронный адрес Минэкономразвития России - mineconom@economy.gov.ru. Специалисты Минэкономразвития России оказывают консультации только Заказчикам.


В случае, если в территориальные органы Росстата от Заказчиков поступают вопросы, разъяснения по которым не могут быть даны на основе указаний, приведенных на бланках форм, и писем Росстата, то запросы о порядке заполнения формы № 1 - закупки по системе электронного документооборота (СЭД) направляются в адрес Росстата для последующего рассмотрения совместно с Минэкономразвития России в целях обеспечения единого методологического подхода к формированию официальной статистической информации в сфере закупок. Разъяснения, полученные от Минэкономразвития России, доводятся Росстатом до территориальных органов статистики и учитываются при пересмотре форм федерального статистического наблюдения.


4. Какие закупки необходимо отражать в отчете?

  • сведения о торгах (конкурсах и аукционах) и других способах закупки товаров, работ, услуг, осуществленных в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет всех средств организации (бюджетные средства, собственные средства организации, кредиты, заемные средства и т.п.);


  • сведения о закупках, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • все закупки вне зависимости от стоимости, в том числе до 100/500 тысяч рублей, за исключением закупок, указанных в ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • сведения о закупках товаров, работ, услуг в целях их дальнейшей перепродажи.

5. Особенности заполнения отчета

Данные в отчете показываются в целых числах и единицах измерения, которые указаны в форме.


Если в договоре, заключенном на несколько лет, сумма договора в дальнейшем не изменяется, но при этом заключаются дополнительные соглашения с указанием финансирования на определенный период (в пределах суммы заключенного договора), то такой договор в отчетности отражается один раз, в том периоде, когда был заключен договор. Дополнительные соглашения в данном случае не учитываются.


В отчете не отражаются сведения о договорах, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также сведения о пролонгации таких договоров.


Закупки, совершенные путем оплаты счетов, отражаются в форме № 1 -закупки в графе «Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».


6. Как отражать несостоявшиеся закупки?

Положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержат термина «несостоявшиеся закупки», поэтому заказчик, заполняя строки с информацией о количестве торгов, иных способов закупки (лотов), которые признаны несостоявшимися, должен обратиться к своему внутреннему правовому акту, регламентирующему правила закупки (положение о закупке), в котором указывается в каких случаях закупка признается несостоявшейся.


7. Кто, куда и в какие сроки предоставляет отчетность?

Сведения предоставляются в целом по юридическому лицу, т.е. включая данные по филиалам и представительствам данного юридического лица, независимо от их местонахождения. Сведения предоставляются нарастающим итогом.


Отчет составляется на бланке формы № 1-закупки и предоставляется по адресам и в сроки, указанные на титульном листе формы – территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу в срок до 25 числа после отчетного периода, т.е. срок для подачи отчетности за 2014 год - до 25 января 2015 года.


Информацию об адресе территориальных органов Федеральной службы государственной статистики можно посмотреть на сайте: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/territorial/site/ae25408044718b659262b26964b99b0f.


Руководитель заказчика может назначить должностное лицо, уполномоченное предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица. Такое должностное лицо, будет нести предусмотренную законом ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации.


8. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации и представление недостоверной статистической информации

Согласно ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а также ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»:


  • «… предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности….»;
  • «… нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».


Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.


Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные. Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, или необходимые пояснения.


Социально активный? Лайкни!