Положение о закупках по 223-ФЗ

Вступление

С 1 января 2012 г. вступил в силу закон № 223-ФЗ от 18.07.11. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». К юридическим лицам в данном случае относятся компании с различными видами правовой структуры — ЗАО, МУП, ЖКХ, ООО и другие, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ. Суть 223-ФЗ состоит в регулировании оптимального использования денежных средств, сокращении коррупции и повышения конкурентоспособности в процессе закупок.


При организации закупки заказчики обязаны придерживаться правил, указанных в Положении о закупке. Положение о закупке является основным документом, координирующим все операции заказчика по 223-ФЗ, с указанием требований к закупке, порядок и место ее проведения, заключения договора, а также его выполнение. В этой статье кратко рассматриваются требования к Положению о закупках по 223-ФЗ.

Требования к Положению о закупках по 223-ФЗ

Все организации, на которых распространяется действие 223-ФЗ обязаны разработать Положении о закупке и разместить его на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Утвердить такое Положение о закупке может субъект управления организации, в зависимости от ее формы собственности, например:


  • В ООО (общество с ограниченной ответственностью) — участник или собрание участников общества;
  • В АО (акционерное общество) — совет директоров или выбранный советом директоров субъект управления;
  • В МУП/ГУП (муниципальное/государственное унитарное предприятие) — руководитель предприятия;
  • В ГК/ГП (государственная компания/предприятие) - высший орган ее управления;
  • В Автономном учреждении — его наблюдательный совет;
  • В ГБУ/МБУ (государственное/муниципальное бюджетное учреждение) — орган управления учреждением.

Положение о закупке, независимо от формы собственности организации, должно содержать следующие параметры:


  • Информацию о способе проведения закупки;
  • Описание подготовки и проведения закупки;
  • Описание процедуры заключения договора и его исполнения.

Помимо обязательных требований, в структуре Положения о закупке указывается дополнительная информация, касающаяся закупочного процесса в целом, например:


  • Общие положения;
  • Основные понятия и термины;
  • Планирование закупок и отчетность;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Способы закупок;
  • Открытый аукцион;
  • Открытый конкурс;
  • Запрос предложений;
  • Запрос котировок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Права и обязанности участников закупки (заказчик, поставщик);
  • Документация закупочной процедуры;
  • Отчет о проведении закупки;
  • Заключение договора, контроль его исполнения;
  • Обжалование действий (или бездействий) закупочной комиссии;
  • Заключительные положения.

Пример Положения о закупке для МУП:


  • Термины и определения;
  • Предмет и цели регулирования;
  • Требования к участникам закупки;
  • Порядок подготовки закупки;
  • Документация о закупке;
  • Конкурсная документация;
  • Процедура закупки;
  • Заключение договора;
  • Осуществление закупок, выполнение работ (услуг) из единственного источника;
  • Заключительные положения.

Пример Положения о закупке для МБУ:


  • Общие положения;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Участие в процедурах закупок;
  • Права и обязанности сторон;
  • Общий порядок проведения закупок;
  • Договор;
  • Способы закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Запрос котировок цен;
  • Электронные закупки;
  • Отчетность о проведении закупок;
  • Разрешение разногласий, связанных с проведением закупок;
  • Контроль закупочной деятельности;
  • Ответственность за неисполнение Положения;
  • Порядок внесения изменений;
  • Заключительные положения.


В структуру Положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание Положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. Изменения может внести субъект управления организацией.


Осуществлять часть закупок по 223-ФЗ могут также некоторые бюджетные учреждения, основная закупочная деятельность которых регулируется 44-ФЗ. Для этого им необходимо разработать, утвердить и разместить на ООС собственное Положение о закупке. Если же такая организация не разработала и не разместила Положение о закупке на Общероссийском сайте zakupki.gov.ru., вся ее закупочная деятельность осуществляется в соответствии с 44-ФЗ 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако до 1 апреля 2014 г. все бюджетные организации имеют право на создание и размещение Положения о закупке на Общероссийском сайте в соответствии ч.2 ст.15 Закона 44-ФЗ. В период до размещения Положения о закупке организация при проведении закупок руководствуется 44-ФЗ.


Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:


  • Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки;
  • Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки;
  • Оперативно вносить изменения в план закупок (при смене предмета закупки, уменьшении или увелечении объема финансирования и при других обстоятельствах, указанных в Положении о закупке);
  • Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок;
  • Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика;
  • Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Помимо перечисленных достоинств 223-ФЗ в сравнении с 44-ФЗ, организация сможет вывести свою закупочную деятельность на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей в товарах, работах и услугах лучшего качества по разумной цене.

cat
Наверх