Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-ФЗ, но боялись спросить



Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-ФЗ, но боялись спросить

Вступление

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) заказчики должны разработать и утвердить положение о закупке, которое является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика (далее – Положение о закупке).


Федеральный закон № 223-ФЗ устанавливает ряд требований к Положению о закупке, одним из которых является определение порядка проведения аукциона. При проведении аукциона необходимо учитывать не только общие требования Федерального закона № 223-ФЗ, но и положения, закрепленные в статьях 447-449 Гражданского кодекса РФ.


В соответствии с Гражданским кодексом РФ аукцион относится к торгам (ч.4 ст.447 ГК РФ), Закон о закупках содержит следующее определение аукциона: «Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора» (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). В то же время, в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. При этом при проведении аукциона, в случае осуществления закупок Заказчики должны руководствоваться «специальным законом» - Федеральным законом №223-ФЗ.


1. Планирование закупок

Требования к форме и содержанию плана закупок установлены постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 года № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее - 932 ПП РФ). План составляется, подписывается руководителем организации и публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС, Официальный сайт) до 31 декабря года, предшествующего планируемому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее – 908 ПП РФ).


Информация, включаемая в план закупок


Закупки, которые будут осуществляться в планируемом году должны включаться в план в соответствии с формой, определенной 932 ПП РФ, пример приведен ниже.


В соответствии с правилами составления плана закупок товаров (работ услуг), в план закупок не включаются закупки:


  • составляющие государственную тайну;
  • определенные решением Правительства РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. № 591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте».

Заказчик вправе не включать в план закупок, закупки, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей или пятьсот тысяч рублей (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей).


Стоит отметить, что некоторые Заказчики не включают в план закупок и не публикуют информацию о закупках, содержащих коммерческую тайну, хотя законного основания для этого нет.


Внесение изменений в план закупок, порядок опубликования плана закупок, изменений в план закупок


В соответствии с п. 8 932 ПП РФ корректировка плана закупок может осуществляться в следующих случаях:

  • изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг);
  • в иных случаях, установленных Положением о закупке и другими документами заказчика.

«Иные случаи», как правило, устанавливаются Положением о закупке Заказчика или другими локальными актами, например, положением о планировании в организации. Важно отметить, что в указанных локальных актах организации при установлении порядка планирования закупок нужно предусмотреть возможность удаления из плана закупок информации, в случае отмены закупки, а также добавления информации в случае непредвиденных обстоятельств, в результате которых появилась необходимость в закупке (например, выдача предписания Госпожнадзора об устранении нарушений, которое влечет закупку оборудования и т.п.)


В соответствии с п. 14 908 ПП РФ в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений на официальном сайте публикуются план закупки и перечень изменений (отдельный документ!), т.е. при изменении плана закупок на официальном сайте нужно публиковать два документа: новый план закупок и документ, содержащий перечень изменений.


Внесение изменений в план закупки в случае проведения аукциона осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения и документации о закупке или вносимых в них изменений.


При этом важно определить, что мы считаем днем внесения изменений. Если днем внесения изменений мы считаем момент принятия решения о внесении изменений (утверждение руководителем изменений), то схема опубликования в ЕИС будет выглядеть следующим образом: изменяем информацию в плане закупок, утверждаем у руководителя, и в течение 10 дней с момента «внесения изменений» публикуем эти изменения на Официальном сайте. Фактически получается, что исходя из буквального толкования положений закона, мы можем объявить аукцион с момента утверждения изменений руководителем, а опубликовать изменения в плане закупок в ЕИС позже.


2. Разработка документации

Положением о закупке должен предусматриваться порядок проведения аукциона. Большинство организаций работают по положениям, которые были разработаны по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ) (в настоящее время государственные закупки регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Такие аукционы предусматривали порядок подачи заявок участниками в 2-х частях. 1 часть заявки содержала перечень предлагаемых товаров или согласие участников выполнить указанные Заказчиком в документации работы, оказать услуги, затем осуществлялись непосредственно торги, по итогам которых выбирался победитель (участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводился на право заключить договор, наиболее высокую цену договора) и только потом Заказчик получал 2-е части заявок, в которых содержалась информация о самом участнике аукциона. Процедурно это усложненный аукцион. Заказчики, которые самостоятельно разрабатывали свои положения о закупках, руководствуясь 223-ФЗ при его разработке предусмотрели более простой порядок проведения аукциона. Такой порядок предусматривает подачу участником заявки, в которой будет содержаться полная информация о поставляемых товарах (работах, услугах), а также информация о поставщике.


Заказчик разрабатывает документацию об аукционе в соответствии с Положением о закупке и публикует информацию о закупке в ЕИС. Такая информация включает в себя:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • проект договора.

При этом Заказчик, в случае если закупка «попала» в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.06.2012 г. №616 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – 616 ПП РФ) (см. Таблицу 1), должен осуществлять такую закупку в электронной форме. 616 ПП РФ не распространяется на закупки:

  • составляющие государственную тайну или по такой закупке принято решение Правительства;
  • осуществляемые у единственного поставщика (включая закупки до 100/500 тысяч рублей);
  • вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций, а также угрозы их возникновения.

Таблица 1. Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме

Заказчик в Положении о закупке может предусмотреть перечень закупок в соответствии с которым он будет осуществлять закупки в электронной форме, не предусмотренные ПП РФ №616. Стоит отметить, что проведение закупок в электронной форме значительно экономит время Заказчиков на проведение процедуры и такой порядок рекомендательно предусматривать в Положении о закупке.


Важно заметить, что понятие «электронная форма» не определено в рамках Федерального закона №223-ФЗ, и, если будут приняты изменения в указанный в Закон о закупках, то с момента вступления изменений в силу закупкой в электронной форме будет считаться «закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке» - прочитайте статью "Что день грядущий нам готовит: о некоторых изменениях в 223-ФЗ" >>

Порядок подготовки документации о закупке


В соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ Заказчиком в извещении о закупке в обязательном порядке должны быть предусмотрены следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный Положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик помимо обязательных сведений может указывать иные сведения. Так, например, в извещение о закупке необходимо предусмотреть возможность заказчика отказаться от проведения аукциона (см. ниже).


Документация о закупке в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Порядок опубликования документации на Официальном сайте, электронной площадке


Извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ). Это минимальный срок, отводимый на подачу заявок участниками закупок, максимальный срок законодателем не регламентируется. Извещение может формироваться заказчиком на электронной торговой площадке с последующей публикацией на Официальном сайте. Большинство электронных торговых площадок обеспечивают автоматическую выгрузку в ЕИС, заказчику необходимо только подписать выгруженные документы электронной подписью.


Внесение изменений в извещение и документацию


Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.


При внесении изменений в извещение и документацию о закупке, если они внесены заказчиком позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 дней. Заказчик может предусмотреть больший срок подачи заявок.


Пример:


Срок подачи заявок заканчивается 3 октября 2014 года, изменения размещены в ЕИС 1 октября 2014 года, следовательно самый ранний срок окончания подачи заявок (после продления срока подачи заявок) 16 октября 2014 года 18:00 (если рабочее время Заказчика заканчивается в 18:00 (ч.1 ст.194 ГК РФ)).

Предоставление разъяснений документации об аукционе


Заказчик должен определить форму, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке (п.10 ч.10 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ). Разъяснения положений документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 дней со дня предоставления указанных разъяснений (ч.11 ст.4 Закона о закупках).


Предоставление документации


В соответствии с п.6 ч.9 ст.4 Федерального закона 223-ФЗ Заказчиком определяется срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы за документацию. При этом в случае предоставления документации в форме электронного документа плата за предоставление документации не взимается. В случае, если заказчик предоставляет документацию на бумажном носителе он может взимать плату, в данном случае Заказчик должен определить в документации размер, сроки и порядок внесения такой платы.


Отказ от проведения аукциона


В соответствии с ч.3 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения. В Федеральном законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, следовательно, заказчик может предусмотреть это в извещении.


3. Порядок подачи заявок участниками

Как правило, при проведении аукциона, прием заявок участников осуществляется программными средствами электронных торговых площадок, т.е. заказчику не нужно собственноручно регистрировать поступающие заявки. После окончания срока подачи заявок следующим этапом является этап рассмотрения заявок, где заказчик определяет, лиц которые будут допущены к следующему этапу проведения аукциона, где определяется победитель закупки.


4. Рассмотрение заявок

Заказчик рассматривает заявки на предмет соответствия поставляемых товаров, работ, услуг требованиям документации, соответствие участников закупки требованиям законодательства, Положения о закупке и документации о закупке. По итогам рассмотрения заявок заказчик определяет участников допущенных и не допущенных к участию в аукционе. Все участники, допущенные к участию в аукционе в назначенное время подают ставки (в соответствии с шагом аукциона, установленным Положением о закупке, документацией и регламентом электронной площадки, на которой работает заказчик). Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.


5. Порядок составления протоколов в рамках проведения аукциона

В зависимости от порядка составления протоколов, установленного Положением о закупке составляются и размещаются на Официальном сайте протоколы, составляемые в ходе проведения закупки. Как правило, в рамках проведения аукциона составляются протокол рассмотрения заявок (в котором содержится информация о допуске/ не допуске участника к аукциону) и непосредственно протокол проведения аукциона, в котором содержится информация о победителе аукциона и его предложении. При этом стоит обратить внимание, что законодательством о закупке не установлена форма и требования к содержанию протокола, за исключением наличия информации об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроков исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ) и сроков его размещения.


6. Заключение Договора

Порядок заключения договоров поставки товаров, выполнения работ (договор подряда), оказания услуг определяется Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Федерального закона №223-ФЗ. Прочитайте статью "Составляем Договор по 223-ФЗ" >>


По результатам процедуры аукциона заказчик обязан заключить договор с победителем. В соответствии со ст. 448 ГК РФ поставщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, в случае если заказчик уклонился от подписания договора. Также нужно помнить, что в случае если предметом аукциона было право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами в срок, указанный в извещении или, если такой срок не установлен извещением о закупке - не позднее 20 дней после проведения самого аукциона и оформления протокола. Договор может быть заключен, как в электронной форме, так и в бумажной. Многие заказчики заключают договоры одновременно в электронной и бумажной форме.


В проект договора, размещаемый в ЕИС включаются цена, предложенная победителем и другие условия. Стоит отметить, что законодатель определяет право заказчика изменять условия договора, как при его заключении, так и в ходе исполнения, не конкретизируя, какие условия могут меняться. При этом важно заметить, что в случае если заказчик меняет существенные условия договора, контролирующие органы при проверке могут «усмотреть» «широту дискреционных полномочий».


В случае если победитель аукциона уклонился от заключения договора, такой участник включается заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».). При этом стоит отметить, что это обязанность, а не право заказчика. В случае, если Положением о закупке заказчика предусмотрена возможность заключения договора с участником, занявшим «второе место», после победителя, заказчик имеет право заключить такой договор с указанным лицом, по цене, предложенной таким лицом.


7. Порядок включения информации в ежемесячные отчеты

По итогам проведенного аукциона, в случае заключения договора информация о заключенном договоре и его стоимости включается в отчет о закупке, формируемый заказчиками ежемесячно и размещаемыми в ЕИС до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Информация о заключенном договоре включается в отчет «Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг».


В случае если в соответствии с Положением о закупке по результатам проведенного аукциона договор заключается с «единственным поставщиком» (случай, когда подана одна заявка, аукцион признан несостоявшимся и закупка осуществляется «у единственного поставщика») такая информация включается в отчет «Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Данный случай не совсем корректно отражает информацию о проведенной закупке, более того неоправданно увеличивает количество неконкурентных закупок, которые Заказчик должен уменьшать. Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство Заказчиков работают в соответствии Положениями о закупках, которые были подготовлены по нормам 94-ФЗ, отсюда и возникла путаница с включением информации в ежемесячные отчеты.


Социально активный? Лайкни!

Назад

Наверх