Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Постановлением правительства РФ №1352)



Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Постановлением правительства РФ №1352)

Вступление

О необходимости государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере закупок говорят уже давно. В частности, ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было определено, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 % и не более 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В развитие указанного закона также было принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 642 «О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».


Аналогичную позицию законодатель применил в отношении закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц. Согласно требованиям п.2 ч.8. ст.3 Федерального закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.


В мае 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 г. № 867-р (далее - распоряжение Правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р) был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Спустя более 1,5 лет (4 декабря 2014 года) Президент РФ в Послании Федеральному Собранию вновь поднял эту тему и поручил «принять все необходимые решения, расширяющие доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе четко определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса…». Через 7 дней после поручения Президента РФ (11 декабря 2014 года) было принято постановление Правительства РФ № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ПП РФ №1352, постановление), которым утверждено:


  • Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема;
  • Требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

1. Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП)?

Постановлением Правительства №1352 определяются заказчики, которые обязаны применять указанный нормативный акт при осуществлении закупочной деятельности. Так, заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд. рублей применяют ПП РФ №1352 уже с 1 июля 2015 г., заказчики, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей применяют ПП РФ № 1352 с 1 января 2016 г. При этом, если заказчики были зарегистрированы в ЕГРЮЛ после вступления в силу постановления, они применяют ПП РФ № 1352 с 1 января года, следующего за годом, в котором были зарегистрированы.


2. Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

К СМСП относятся организации и физические лица, соответствующие ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». При этом внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов, МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, должны в совокупности соответствовать следующим условиям:


  • для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМСП, не должна превышать 25 %. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

    - юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50 % акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

    - юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории СМСП:

    - от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

    - до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМСП (микропредприятия – 60млн.руб; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей).

3. Формы участия в закупках отдельных видов юридических лиц

  • Участниками закупки являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Федерального закона №223-ФЗ, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • Участниками закупки являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (закупка проводится среди СМСП);
  • К участникам закупки устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) (далее - субподрядчики) из числа СМСП.

Стоит отметить, что для государственных и муниципальных заказчиков предусмотрены только две формы участия (II и III) и даже если СМП или СОНКО стали победителями по I форме участия, заказчик не учитывает такие закупки, как закупки осуществленные у СМП или СОНКО.


4. Особенности проведения закупок, в которых участниками являются только СМСП

При осуществлении закупки только среди СМСП в извещении о закупке и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только СМСП.


Также заказчики обязаны:

  • утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП (перечень составляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);
  • разместить перечень в ЕИС, а также на сайте заказчика в сети «Интернет».

В случае если начальная (максимальная) цена договора (далее – НМЦД) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 млн. рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМСП.


В случае если НМЦД на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 50 млн. рублей, но не превышает 200 млн. рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг СМСП.


Если при осуществлении закупки СМСП не подали заявок, либо заявки всех участников закупки, являющихся СМСП, были отозваны или не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией о закупке, либо заявка, поданная единственным участником закупки, являющимся СМСП, не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке, либо заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, принято решение о том, что договор по результатам закупки не заключается заказчик вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке (т.е. закупку можно осуществить в обычном порядке без указания, что закупка проводится только среди СМСП).


Участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМСП, утверждается заказчиком и включается в положение о закупке. При осуществлении закупки в электронной форме декларация включается в состав заявки в форме электронного документа. Форма декларации утверждается заказчиком и включается в положение о закупке (Примерная форма декларации приведена на рис.1). При этом Заказчик не вправе требовать от СМСП иные документы, помимо декларации.


Рис. 1. Примерная форма декларации.



Обеспечение заявки


Если в документации о закупке установлено требование об обеспечении заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦД. При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке (ст. 329 ГК РФ).


Порядок возврата обеспечения заявки


Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на счет, указанный в документации о такой закупке, возвращаются:


  • всем участникам закупки, за исключением участника закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

При этом стоит отметить, что у некоторых заказчиков положением о закупке предусмотрена возможность заключения договора с участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя, в случае уклонения победителя от заключения договора. При этом установлено, что денежные средства (в случае если обеспечение заявки предоставлялось в форме внесения денежных средств) такому участнику возвращаются после заключения договора с победителем. Получается, что придется вносить изменения в порядок возврата обеспечения заявки в части осуществления закупок у СМСП.


Обеспечение исполнения договора


Если в документации о закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения:


  • не может превышать 5 % НМЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;
  • устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Если в документации о закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке с учетом ст. 329 ГК РФ.


Срок заключения договора


Срок заключения договора должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.


Срок оплаты договора


Согласно ПП РФ №1352 при осуществлении закупки максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору или отдельному этапу договора, заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). При этом распоряжением Правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» в развитие которого было принято ПП РФ №1352, в п.27 раздела «IV. Снятие финансовых барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства» указано, что «Создание обязательства заказчиков по установлению максимального срока оплаты выполненных работ после подписания закрывающих документов для договоров по которым исполнителем выступает СМСП не более 10 рабочих дней».


5. Особенности участия субъектор малого и среднего предприниматальства в закупках в качестве субподрядчиков(соисполнителей)

Заказчики вправе установить в извещении о закупке, документации о закупке и соответствующем проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП. Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП (Таблица).


План привлечения субподрядчиков из числа СМСП



В состав заявки на участие в закупке участник закупки включает декларацию по форме, утвержденной заказчиком в отношении каждого субподрядчика (соисполнителя), являющегося СМСП.


По согласованию с заказчиком поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе осуществить замену субподрядчика - СМСП, с которым заключается либо ранее был заключен договор субподряда, на другого субподрядчика (соисполнителя) - СМСП при условии сохранения цены договора, заключаемого или заключенного между поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и субподрядчиком, либо цены такого договора за вычетом сумм, выплаченных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в счет исполненных обязательств, в случае если договор субподряда был частично исполнен.


Привлечение к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП является обязательным условием указанного договора. В такой договор также должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП. Например, заказчик может прописать в договоре, что «подрядчик несет всю ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполнения работ, переданных для выполнения субподрядным организациям. Заказчик не имеет обязательств по отношению к субподрядчикам. Подрядчик несет ответственность за выбор Субподрядчика и приостановку или задержку работ по причине замены субподрядчика».


6. Годовой объем закупок, порядок расчёта

Годовой объем закупок у СМСП установлен в размере не менее 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок, где участниками являются только СМСП (II форма участия), должен составлять не менее 10 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.


При расчете годового объема закупок у СМСП учитываются договоры:


  • заключенные заказчиками с СМСП по результатам закупок;
  • заключенные подрядчиками с субподрядчиками, являющимися СМСП.

Какие закупки не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками


Перечень закупок, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками является «закрытым», определяется ПП РФ №1352 и включается в годовой отчет (см. Таблицу № 1).


7. Отчетность заказчико об участии СМСП в закупках

Виды отчетов


Ежемесячные отчеты размещаются заказчиком в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В отчетность включаются сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок у СМСП (п. 4 ч. 19 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ);


Годовой отчет размещается заказчиком не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом согласно утвержденной форме. Данная норма вступает в силу с 01.01.2016 г.


Датой составления годового отчета является дата размещения годового отчета в ЕИС.


Форма годового отчета


Годовой отчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в виде документа, составленного с использованием средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом указанных системы либо официа¬льного сайта. Форма годового отчета представлена в Таблице №1.


Таблица №1. Форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства за 20___ год




8. Ответсвенность за нарушение федерального закона №223-ФЗ, ПП РФ №1352 , в части осуществления закупок у СМСП

За правонарушения в части размещения информации о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства установлена серьезная ответственность (Таблица № 2). Так, за неразмещение отчета о годовом объеме закупок заказчик «наказывается» переходом на «контрактную систему». Стоит отметить, что размещать годовой отчет о закупках у СМСП придется всем заказчикам, независимо от того, должны они руководствоваться ПП РФ №1352 или нет, по аналогии с размещением «плана закупок инновационной продукции…», поскольку Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрено, что в случае «неразмещения указанного отчета ...» заказчик несет ответственность.


Таблица №2 Ответственность за правонарушения в части размещения информации о закупках у СМСП



9. Программа партнерства

Заказчик вправе утвердить документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование реестра (перечня) СМСП, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенными с СМСП (независимо от формы закупки), соответствующих следующим требованиям:


  • исполнение СМСП не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания с СМСП неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими договорами;
  • прохождение СМСП установленных заказчиком в соответствии с положением о закупке процедур определения соответствия СМСП требованиям, предъявляемым к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). При этом такие процедуры не должны приводить к ограничению числа СМСП, которые могут стать участниками программы партнерства.


Утвержденная заказчиком программа партнерства, а также требования, предъявляемые к СМСП для участия в такой программе, размещаются на сайте заказчика в сети «Интернет».


При осуществлении закупки только среди СМСП и заключении договора с СМСП - участниками программы партнерства заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 % в суммы договора.


Социально активный? Лайкни!

Назад

Наверх